Всеобщее смешение и наслоение друг на друга различных
традиций часто образуют весьма забавные сочетания. Например, легендарная череда
майских праздников, сложившаяся в советское время и парализующая
производственную сферу страны на полмесяца, предваряется Вальпургиевой ночью -
своеобразным профессиональным праздником женщин непростой судьбы средневековой
Европы…
Вальпургиева ночь в колдовском учении - наиболее
значительный из языческих праздников, посвященный плодородию, и один из главных
шабашей, отмечаемых ведьмами.
Вальпургиева ночь - с 30 апреля на 1 мая, по германскому
народному поверью, служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь
вокруг своего повелителя-сатаны - на высокой, недоступной горе Броккен, где и
справляют свой "шабаш".
Об этом поверье говорит Гёте в 1-ой части
"Фауста". Оно сложилось около конца VIII века: так как 1-ое мая с
особой торжественностью праздновалось язычниками как первый весенний праздник,
то все те, кто не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу
христианства, несмотря на смертную казнь, продолжали собираться в недоступных
местах, чтобы песнями и плясками встретить 1-е мая.
Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и
преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от
лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о
ведьмах, собирающихся в эту ночь. Название же произошло от совпадения с
празднованием 1-го мая памяти святой Вальпургии, сестры святого Видибальда,
канонизованной в 778 году.
Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и
Бельтей, или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование
расцветающей весны.
Название Вальпургиевой ночи связано с именем Святой Вальпурги,
Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью
основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Она
пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как
святую. В римском списке святых ее день - 1 мая.
Своей славой Вальпургиева ночь, вероятно, обязана
многочисленным процессам, проводившимся в средние века. Существовало поверье,
что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и
Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где
проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом.
В тоже время как писал видный ученый XVI века Варфоломей де
Спина в труде "Исследование о ведьмах":
"Бесчисленное множество инквизиционных процессов и
наказаний ведьм доказывает, что ведовство и колдовство действительно
существуют: в противном случае инквизиторы, приговаривавшие ведьм к смерти,
были бы несправедливыми судьями. Так как церковь не только знает и принимает к
сведению эти приговоры, но также санкционирует и одобряет их - следовательно,
эти вещи действительны и истинны".
Спорить с такой аргументацией в те времена было бесполезно,
поскольку возражающий автоматически попадал под подозрение в связях с нечистой
силой.
Увлечение охотой на
ведьм было всеобщим. Поскольку для получения доказательств было разрешено
применять пытки, то не было недостатка в свидетельских показаниях
непосредственных участников событий.
Тот факт, что имущество подозреваемых конфисковывалось в
пользу доносчиков, следователей и властей, создавал необходимую материальную
базу для плодотворной работы.
Оригинальное обоснование преследования ведьм дал известный
английский философ Томас Гоббс: "Что касается ведьм, я полагаю, что их
колдовство не есть реальная сила, и, тем не менее, я думаю, что их справедливо
наказывают за их ложную уверенность, будто они способны причинять подобное зло,
- уверенность, соединенную с намерением причинить это зло, будь они на то
способны".
Сегодня в Германии и Скандинавии в ночь с 30 апреля на 1 мая
проходят молодежные музыкальные фестивали и праздники, которые нередко
заканчиваются стычками с полицией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий